Итоги года. Банк Русский стандарт.

14.11.2015

К началу 2015 года БРС подошел с долей просрочки в кредитном портфеле в 15%. Этому обстоятельству способствовала продажа просроченных долгов Секвое и DDM на 22 млрд. рублей (сумма сделки сторонами не раскрывается). Списание с баланса двух десятков миллиардов плохих долгов снизило долю просрочки в портфеле на 7 %.

Именно таким образом за 2014 год у кредитной организации показалась прибыль в 1,04 млрд Р  по РСБУ (Российский стандарты бухгалтерской отчетности). Прибыль образовалась чисто технически – полезная информация для вкладчиков о том, что организация не убыточна. Вместе с тем, в лентах в 2014 то и дело фигурировали суммы в 60 млрд безнадежных долгов.

Год начался с новой схемы. Обычно Стандарт использовал схему с продажей плохих долгов карманным коллекторским агентствам, которые сам же и кредитовал. Таким образом плохой долг физических лиц перерастал в хороший корпоративный долг.

Сделка с Секвойей и DDM на этом фоне выглядела необычно. Стороны сделки от комментариев отказались, а пресс-секретарь Секвойи заявила, что ничего не знает об этой сделке. Среди банковских аналитиков возникло предположение, что долги позднее были перепроданы тем же карманным коллекторам.

Так или иначе – впереди отчетность по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности).

Удивительная разница.

По МСФО кредитная организация получила рекордный убыток в 16 млрд. рублей. Давление на капитал увеличивалось по мере того, как росла просрочка по кредитам, процентные расходы (выплаты вкладчикам, обслуживание кредитов), кроме того, стандарт потерял более 7 млрд рублей на валютных операциях.

Просрочка по кредитам физических лиц за первое полугодие выросла с 39 млрд. рублей с января до 70 млрд рублей на конец июня 2015 года. В июне Русский вновь продал часть плохого портфеля в 20 ярдов рублей за 1% (210 млн) от стоимости первому коллекторскому бюро. Так получилось освободить некоторые резервы на возможные потери по ссудам и технически улучшить показатель достаточности.

Достаточность капитала – проблема наиболее острая в 2015. За январь – май 2015 года банк потерял почти четверть капитала (9,5 млрд – убыток за период) по оценкам экспертов FITCH. По методологии расчетов агентства (методика отличается от методики ЦБ) норматив БРС упал ниже 1% и к осени ушел в отрицательную зону. После таких прогнозов кредитная организация отказалась от сотрудничества с агентством FITCH.

07 июня 2015 года FITCH подтвердило рейтинги банка на уровнях:

- Долгосрочный рейтинг – «В-»  с негативным прогнозом.

- Долгосрочный рейтинг субординированного долга «СС».

Таким образом, агентство отметило ослабление капитала. По коммерческим причинам (не платят) агентство больше не присваивает рейтинги Русскому и не проводит его анализ.

Капитальные проблемы банк начал решать уже в феврале (тогда уровень достаточности был в норме с запасом). Решение же подняло уровень достаточности капитала до 17%, что для розничного банка очень даже неплохо. Правда и то, что здесь речь идет о капитале второго уровня, минимальное значение которого установлено ЦБ РФ на уровне 10%.

Существенное давление оказывалось на капитал первого уровня, минимальное значение которого установлено ЦБ РФ на уровне 5 %. По состоянию на 1 апреля 2015 года этот норматив был на уровне 6,3%. Основные причины падения этого показателя – невероятно быстрый рост просроченного долга по кредитам физлиц. В связи с ростом просроченной задолженности возникает необходимость формирования резервов на возможные потери по ссудам.

За год банк несколько раз обсуждал с держателями своих еврооблигаций условия реструктуризации долга и каждый раз в итоге договориться удалось, но ценой будущих убытков.

Инвесторы в феврале согласились на перенос сроков погашения облигаций, который планировался на 2018 год. В итоге облигационный выпуск на 350 млн. долларов США БРС должен будет погасить в 2020 году. Эта сделка позволила учесть в капитале банка 350 млн. долларов, что и подняло уровень достаточности капитала до 17%.

Вместе с тем, Русский был вынужден поднять доходность своих бумаг с 10,75 до 13 % годовых и уплатить единовременную премию инвесторам в размере 10-50 USD на 1000 USD. К началу февраля бонды стоили 30-40% от номинала. Купившие такие бумаги инвесторы с учетом премии получили приличную доходность и неопределенные перспективы.

В марте Русский принял решение сократить долг. Так, банк объявил о выкупе своих облигаций трех выпусков сроком погашения в 2015, 2016, 2017 г. г. Из-за избытка ликвидности и фактического отсутствия возможности инвестировать выгодно (это же март 2015 года), в том числе выдавать кредиты банк счел возможным выделить на это мероприятие 150 млн. долларов США. Таким образом банк начал сокращать долг, что на тот момент выглядело крайне разумно.

В мае 2015 года стандарту вновь пришлось договариваться с инвесторами. На этот раз речь пошла о выпуске в 414 млн. USD с погашением в 2017 году. Согласно условиям выпуска предусмотрена обязанность банка поддерживать уровень достаточности капитала на уровне не ниже 11%. Эмитент обратился к инвесторам с просьбой дать согласие на возможное нарушение условия по соблюдению норматива, предложив в замен 0,25% к ставке 9,25%. Инвесторы согласились и на этот раз. Одной из причин такого легкого решения со стороны инвесторов – оферта объявленная в июне 2015 по выкупу бумаг этого выпуска. Срок исполнения оферты эмитент перенести не просил, а значит с ликвидностью все в порядке.

В июне 2015 Рустам Тарико начал лоббировать принятие федеральными властями решения о докапитализации через систему ОФЗ, в результате Русский получил госпомощь в размере 5 млрд. рублей. Формально Стандарт не попадал под докапитализацию, так как в активах было более 40% кредитов физическим лицам. На это, однако, закрыли глаза.

Во втором квартале БРС получил в капитал акции алкогольной компании на сумму 3,8 млрд. рублей. Доля участия банка в капитале алкогольной компании не раскрывается. В августе 2015 водочная компания основателя банка Рустама Тарико оказала Русскому безвозмездную материальную помощь в размере 9,35 млрд. рублей.

Обе докапитализации происходили по одной и той же схеме. Русский за счет собственных средств приобретал акции компаний, а владелец компании (Тарико) вносил полученные деньги в уставной капитал. Качество такого капитала вызвало немало вопросов у экспертов S&P. В агентстве полагают, что деньги в обеих сделках участия не принимали, а закрыты сделки бухгалтерскими операциями.

К концу лета всем стало понятно, что увеличить капитал за счет прибыли в такой ситуации просто невозможно. Кстати пришлась и отчетность по МСФО – 22 млрд. рублей чистого убытка, при этом прибыль сократилась до 6,8 млрд рублей (25 млрд за первое полугодие 2014). По РСБУ чистый убыток составил 5,55 млрд рублей при прибыли в 1,54 млрд. рублей.

В конце сентября 2015 года ЦБ перестал принимать ценные бумаги БРС в качестве залога по своим кредитам. Такое решение ЦБ, по мнению банковских аналитиков, принято в связи с понижением рейтинга до уровня преддефолтного. Дело в том, что S&P понизило долгосрочный рейтинг с B- до ССС с негативным прогнозом, выразив обеспокоенность способностью банка выполнять свои обязательства в течение ближайшего полугодия.

Рост давления на базовый капитал вынудил Русский вновь договариваться с инвесторами. Перед этим сам банк описал негативный прогноз своего развития, если инвесторы не примут предложенные условия. 

Так, к ноябрю норматив достаточности базового капитала снизится до 4,5, а к началу 2016 ниже 2%, что близко к уровню несостоятельности. Норматив достаточности капитала опустится ниже 10%. При таких обстоятельствах банк будет вынужден списать долги по облигациям. 

В таких обстоятельствах договорится с инвесторами было просто – держателям бумаг попросту некуда было деваться. БРС заплатил им премию в 10-18% от номинала, а остальной долг конвертировали в семилетние еврооблигации с купоном в 13% годовых. В качестве обеспечения облигаций заложил 49% собственных акций. Инвесторы хоть и противились, но реального выбора у них попросту не было. Базовый капитал ниже 2% означает списание облигаций с баланса. Решение было принято в октябре.

В конце октября стало известно о том, что Рустам Тарико ищет покупателей на связанные с банком финансовые структуры – НПФ Русский стандарт и одноименную управляющую компанию. УК Русский стандарт на рынке оценивается в 2-5% от стоимости открытых ПИФов, в нашем случае это около 240 млн. рублей. В числе возможных покупателей фигурирует Альфа капитал. За НПФ Тарико рассчитывает выручить несколько больше – около 1 млрд. рублей.

В начале ноября стало известно, что Рустам Тарико оказал Банку Русский стандарт безвозмездную помощь в размере 29 млрд. рублей. После докапитализации Тарико назвал БРС самым капитализированным банком и рассчитал, что через год организация выйдет на уровень прибыльности за счет более взвешенной кредитной политики.

Читайте статью банк подал в суд.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Получить юридическую помощь