Как правильно подать документы в суд

28.06.2017

судебное заседаниеЭто уже третий этап нашей инструкции процедуры банкротства физлиц. На тот случай, если Вы пропустили предыдущие этапы - ранее мы разобрали:

Здесь мы поговорим о составлении судебный процессуальных документов, правилах их оформления, оплате госпошлины, депозита и других процессуальных нюансах.

Как систематизировать документы для банкротства гражданина

Итак, у Вас есть гора бумаг. Первое, что нужно знать – все что можно в суд отдается в копиях, оригиналы оставляйте себе до первого заседания.

Что нам нужно сделать:

  1. Подготовить заявление.
  2. Оплатить госпошлину.
  3. Внести в депозит вознаграждение финансового управляющего.
  4. Уведомить известных кредиторов.
  5. Подать документы с приложениями.
  6. Если ИП, то уведомление на ЕФРСФДЮЛ.

Особенности подготовки заявления о банкротстве физических лиц

Прежде чем готовиться к процессу следует изучить законодательство, которым будет руководствоваться суд при его поступлении. Приведу лишь номера статей, изучайте сами, самое важное из них мы обсудим ниже.

АПК РФ – ст. 223,224.

Закон о банкротстве – ст.ст. 213.4, 37, 38.

Чтобы много не писать здесь скажу сразу – компания "Твое право: финансы" подготовила образец заявления в арбитражный суд о банкротстве физического лица в точном соответствии с действующим законодательством. Вам нужно лишь скачать его и заполнить пробелы, либо дополнить его, если ситуация того требует.

Здесь обсудим лишь некоторые особенности.

  • Указать СРО.

Должник не вправе указывать конкретную кандидатуру финансового управляющего, а лишь СРО арбитражных управляющих, откуда представят кандидатуру. После этого суд кандидатуру утвердит. Это означает, что до подачи Вы не будете знать своего управляющего. Какое СРО выбрать? Конечно СРО Северная столица, потому что это мое СРО, и вполне возможно, волей судьбы Вашим финансовым управляющим буду я.

Но на самом деле указываете любое, с кандидатурой управляющего не угадаешь, если предварительно об этом не договориться.

  • Заявление должно быть подписано.

Очевидно, не правда ли? Тем не менее, об этом часто забывают не только должники, но и юристы с большим опытом работы, что съедает время.

  • Сведения о возбужденных гражданских делах и исполнительных производствах.

Эти сведения важны для процедуры банкротства физических лиц. Как добыть эту информации я писал в предыдущем разделе. Коротко повторюсь:

  • Приставы – банк данных исполнительных производств.
  • Суды – официальные сайты, или система ГАС правосудие.

Понадобится эта информация и финансовому управляющему.

Проверить это и сообщить в арбитраж указанную информацию – обязанность должника, формально игнорирование этого требования подпадает по неправомерные действия с перспективой не списания долгов.

  • Обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов.

Это очень важно. Пожалуй, самая важная и сложная часть процедуры. Дело в том, что нам нужно убедить суд и всех участников процесса в том, что мы вели себя добросовестно, и волей обстоятельств, за которые должник отвечать не может мы пришли к несостоятельности.

Добросовестность – вот что в принципе важно в гражданском обороте, и права добросовестных граждан правопорядок защищает более охотно, нежели тех, кто действует со злоупотреблением правом. Но, впрочем, это вопрос оценки доказательств в процедуре банкротства физического лица. В одной статье всего учесть не получится. Лучше приходите на консультацию, обсудим дело предметно.

В этой связи придется расписать историю о том, что потерялась высокооплачиваемая работа, прогорел бизнес, как раз в это время родился второй ребенок и т.д. Здесь важно доказывать обстоятельства, на которые Вы ссылаетесь. Понимаю, что выстроить все это будет не просто. Но кто говорил, что банкротство физических лиц самостоятельно это просто?

  • Список приложений.

Обычно он имеется в самом конце. В нем должны быть перечислены все материалы, которые приложены к заявлению. Если такого списка не будет – будет формальный повод оставить дело без движения.

  • Указание на лиц, которых нужно привлечь финансовому управляющему для исполнения своих обязанностей.

Здесь надо сообщить каких лиц надо привлечь и размер их максимального вознаграждения. Это могут быть оценщики, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Обычно эта история связана с оценкой имущества, когда есть необходимость в профессиональной оценке (в принципе оценивать имущество может и управляющий, но он не такой профессионал, как оценщик).

Все остальное можно найти в образце. Двигаемся дальше.

Как оплачивать госпошлину и депозит

Подробно на тему расходов читайте нашу статью о расходах в деле.

Размер государственной пошлины определен налоговым кодексом и составляет 300 рублей. Реквизиты для оплаты пошлины в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно посмотреть на сайте суда. Для оплаты госпошлины нужно знать Ваш ИНН. Платежи в бюджет комиссией не облагаются, во всяком случае, в Сбербанке.

Также нужно приложить квитанцию о внесении в депозит суда фиксированной суммы вознаграждения арбитражному управляющему. В настоящий момент эта сумма составляет
25 000 рублей. Реквизиты также можете посмотреть на сайте арбитражного суда.

В принципе, на этом всё,  за исключением одного нюанса.

Расходы в деле оплачиваются за счет имущества должника. Если такого имущества нет, как и доходов (имеются в виду официальные доходы) надо доплачивать деньги в депозит.

Суд, признавая заявление обоснованным должен быть уверен в том, что все расходы в деле будут погашены за счет должника. Поэтому, если отсутствуют официальные доходы и ликвидное имущество необходимо внести дополнительные деньги в депозит. Для одной процедуры необходимо внести 10-15 тысяч рублей.

Если этого не сделать то на разных этапах дела произойдет следующее:

  • Дело оставят без движения, в определении об этом будет указано на необходимость представить доказательства наличия имущества.
  • При разрешении вопроса обоснованности – заявление признают необоснованным, а производство по делу прекратят.

Уведомление кредиторов

Одно из требований процессуального законодательства – до обращения в арбитраж уведомить об этом всех известных кредиторов. Как это сделать? Весьма просто. Необходимо каждому кредитору на юридический адрес (берем из ЕГРЮЛ) сообщение о том, что Вы планируете обратиться в Арбитражный суд. Образец такого уведомления можно скачать здесь. Уведомление необходимо направить кредитору заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Квитанции об отправке писем необходимо приложить к заявлению.

Подача документов в суд

Мне известны три способа.

  1. Лично.
  2. Почтой.
  3. Электронно.

Первый способ самый надежный. На своей копии ставите штамп о принятии документов и отправляетесь следить за движением дела на картотеку арбитражных дел.

С почтой думаю все понятно. У конверта будет приличный вес и весьма обширная опись вложения.

В электронном виде подавать документы казалось бы удобно. Да, это так, когда их немного. Каждый нужно отсканировать, перевести в PDF и т.д. Там много разных мелких заморочек, если хотите освоить – идите в картотеку арбитражных дел, создавайте личный кабинет, а там по инструкции.

К заявлению должны быть приложены оригиналы платежек – квитанция об оплате госпошлины, платежи в депозит. Себе сделайте копии. Без оригиналов оставят без движения.

Для ИП есть специальные особенности

Помимо перечисленного индивидуальным предпринимателям, имеющий такой статус в данный момент необходимо предварительно сообщить о намерении подать заявление о несостоятельности в ЕФРСФДЮЛ. Для этого необходимо иметь ЭЦП, или воспользоваться услугами нотариуса.

Приходите на душевную беседу с управляющим

Я приду