Сбор документов для банкротства физического лица

27.06.2017

Полагаю, на этом этапе Вы разобрались с вопросом о целесообразности участия в процедуре банкротства физического лица.

Материалы из блога компании «Твое право финансы» поможет Вам осуществить банкротство физических лиц самостоятельно, не прибегая к услугам довольно дорогих юристов.

Банкротство физических лиц: первые шаги

Первым делом ознакомьтесь со ст. 213.28, либо, если сложно понять что там написано (а это и правда не просто) прочтите нашу статью «Кому не спишут долги». Это очень важно. Вам ведь нужен результат? Потому что обидно будет, если Вы пройдете такой долгий и трудный путь (а путь будет долгий и трудный), а в результате получите те же долги, какие есть сейчас, но еще и с исполнительными листами.

Первое что нужно сделать – это собрать полный комплект. Большинство документов перечислено в ч. 3 ст. 213.4.

  • Подтверждение наличия задолженности.

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что можно всех кредиторов и не упомнить, особенно, если их более десятка. Поэтому здесь сразу попрошу потратиться – выясните, в каких бюро кредитных историй есть история Ваша и сделайте запросы в эти бюро. Процентов 80 публичных кредиторов там будет. Это упростит задачу.

Кроме того, некоторые арбитражные управляющие, в том числе я, просят должника принести кредитный отчет из любого БКИ, это нужно для работы в процедуре банкротства.

Стоимость этого мероприятия:  1000 – 3000 рублей.


Большинство долгов – банковские кредиты, поэтому нужны:

  • Кредитное соглашение.
  • Справка о задолженности.
  • Операции по счету (для суда это не обязательно, но может пригодиться как Вам, так и финансовому управляющему).

Кредитный договор если есть – хорошо. Если нет – придется обратиться в банк с заявлением о выдаче копии. Это займет время, а возможно, будет стоить денег, например в ВТБ, Локобанке, Альфе и ряде других кредитных организаций. Может так сложиться, что копию Вам откажутся выдавать. Законно это или нет в нашей ситуации не столь важно, ведь незаконность чьих-либо действий надо доказывать в суде.

В случае отказа надо написать заявление о выдаче копии, один экземпляр заявления с отметкой банка о принятии оставить у себя и забыть эту историю, этого хватит для банкротства физических лиц.

Справку о задолженности выдать обязаны. Нужна с разбивкой на основной долг, проценты, неустойки, штрафы. Но и тут могут быть нюансы – долг может быть уступлен третьему лицу и фактически сменится кредитор. Конечно, на эту тему Вам должно было прийти уведомление об уступке права требования, но, во-первых, его не всегда отправляют, а во-вторых, не всегда получают. В общем если уведомления у Вас нет – точно также оставляйте письменное обращение, копию которого с отметкой берите себе.

Выписка в суд не нужна. Она может быть нужна финансовому управляющему для проведения финансового анализа, и с точки зрения адекватного взаимодействия с управляющим она пригодится. Если не пригодится – времени Вы не потеряете, потому как, как минимум надо посетить банк чтобы взять справку о задолженности.

Выписка нужна за весь период использования банковского продукта, то есть, с момента открытия и до сегодняшнего дня. Проверяйте. Операционистам нужно побыстрее от Вас избавиться, а не сделать как надо.

Другие кредиторы

В принципе нужно то же самое – договор, сумма долга.

Всегда сложно с МФО. У этих сложностей есть несколько аспектов:

  • МФО на рынке может уже не быть.
  • Копии договоров они не дают, обращения не принимают, на письма не отвечают.
  • Они в принципе неадекватны.
  • Бизнес модель – онлайн.

Если у вас нет соглашения с МФО – алгоритм действий тот же – поход в офис, общение с менеджером, обращение с отметкой о принятии должно быть у Вас.

Если кредитор работает только в онлайне – поищите у себя в почте, или на телефоне следы переписки, сообщений и проч. В данном случае подойдет то что имеется. В целом, если официальных связей с кредиторами и размером долга получить не удастся – подойдут любые письма от кредиторов, даже смс сообщения.

С долгами физлицам будет сложнее. Часто долг основан на расписке, оригинал которой храниться у кредитора. При таких обстоятельствах сделать что-то врядли получится. Просто нужны точные данные о кредиторе, его месте жительства.

Если состоялось решение суда, или вынесен судебный приказ

Я работаю в этой сфере давно, поэтому понимаю, что о суде должник может и не знать.

Итак, как узнать о состоявшемся судебном решении?

  1. Банк данных исполнительных производств.
  2. Сайт районного суда по месту жительства.
  3. Сайт мировых судей по месту жительства.
  4. Изучить соглашения на предмет договорной подсудности.

Здесь нужны копии судебный актов, если возбуждено исполнительное производство – постановление о возбуждении исполнительного производства. Где их взять? Судебный акты надо брать в суде, который их вынес.

Важно: если Вы не можете дойти куда-либо ногами – пишите письма-запросы с уведомлением о вручении и описью вложения заказные.

  • Отсутствие статуса индивидуального предпринимателя.

Такую справку необходимо получить в любой налоговой, но именно за 5 дней до даты подачи заявления в арбитражный суд. Есть также возможность сделать это не выходя из дома – на сайте ФНС. Тут сложного ничего. Если что – звоните в любое отделение ФНС, там Вас все расскажут.

  • Списки кредиторов и должников.

Министерство экономического развития для банкротства физических лиц утвердило форму этого документа. Скачать его можно здесь. Посмотрим на особенности:

  1. Заполнить и подать нужно весь список вне зависимости от актуальности той или иной части списка. Если что-то в списке не актуально – просто ставим прочерк.
  2. Долги в этом списке разделены на предпринимательские и потребительские. Это надо учитывать при заполнении списка и соответствующим образом разносить долги в разные части.

В целом здесь все логично. Кроме того, если будете использовать форму с нашего сайта – то там Вы обнаружите и пояснения к неясным моментам.

Здесь я Вас попрошу со всей серьезностью отнестись к достоверности указываемых сведений. В некоторых случаях предоставление заведомо недостоверных сведений может привести к отказу в списании долгов.

  • Опись имущества.

Также имеется утвержденная форма, которую можно скачать у нас на сайте. Из особенностей:

  1. Опись разделена на виды имущества довольно логично. Все должно быть понятно. Опять же, если нет – в нашем варианте формы описи имеются необходимые пояснения.
  2. Единственное жилье включать надо.
  3. Счета в банках.

Вот здесь надо постараться вспомнить все счета, которые Вы когда-либо открывали. Имейте в виду, что при получении нового кредита в 99% случаев он должнику открывается. Не надо думать, что это какой-то специальный счет, или что-то там еще.

Он самый обычный, на котором также могут находиться деньги. Если у Вас есть погашенные кредиты – скорее всего там же есть и не закрытые счета. Несмотря на то, что там скорее всего 0 рублей – его надо показать в описи имущества, ибо так предусмотрено Законом.

Этого можно и не делать (потому что узнавать что там со всеми счетами довольно запарно), но формально такие действия подпадают под «неправомерные действия при банкротстве» с последствиями в виде не списания долгов, потому что при введении процедуры реализации имущества все кредитные организации обязаны сообщить финансовому управляющему о наличии такого счета.

  • Доли в ООО и акционерных обществах.

Очень часто встречаются доли в ООО. Указать обязательно.

В целом вся опись представляет собой закрытый перечень имущества, которое может быть реализовано. Поэтому не надо сюда включать мебель бытности СССР, стиралки, телевизоры и прочий хлам, который стоит копейки. Не злите финансового управляющего, ведь ему придется это или продавать, или исключать. И то и другое действие потребует лишних движений.

  • Копии документов, подтверждающих право собственности на имущество.

Для банковских счетов это договор счета (вклада), данные об операциях.

Для недвижимости – свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт объекта.

Для автомобилей – свидетельство о регистрации ТС, ПТС.

Сюда же я бы отнес и документы, подтверждающие нахождение собственности в залоге, куда-то ведь надо их включить. Если такие документы утрачены – их надо восстановить в том органе, который их выдал.

Здесь проблем, по моему мнению, не предвидится.

  • Сделки физического лица за последние три года.
  • С недвижимостью.
  • Транспортными средствами.
  • Долями в уставном капитале, акциями.
  • Ценными бумагами.
  • Другим имуществом стоимость более 300 тысяч рублей.

Если перечисленные сделки у Вас были за 3 года до подачи заявления – Вам следует предоставить копии документов, подтверждающих совершение таких сделок. Речь идет о любых сделках – как возмездных, так и безвозмездных. Принятие наследства тоже сделка, как много чего еще. Если есть сомнения – лучше обратиться к юристам. Лучше к нам. Банкротство физических лиц процедура сложная иреально требующая повышенного внимания к деталям.

  • Сведения из ЕГРЮЛ, если должник – участник хозяйственных обществ.

ЕГРЮЛ можно заказать в ФНС, или скачать с сайта ФНС, что также подойдет, поэтому лишних движений не делаем.

  • 2-НДФЛ за последние три года.

Если в этот период Вы не работали, то ничего на эту тему предоставить не сможете. Если работали, но не работаете больше – надо такую справку запросить у бывшего работодателя. Понятно, что:

  1. Ее могут не дать по любой причине, это в данном случае не важно.
  2. Предприятие уже не существует.

В первом случае нужно сделать письменный запрос работодателю, отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Во втором случае вариантов побольше.

- Предприятия ликвидировано.

Тут уж ничего не поделать, просто в заявлении банкротстве физического лица указываем на факт того, что Вы осуществляли трудовую деятельность, но подтвердить это невозможно ввиду ликвидации работодателя.

- Предприятие банкротится.

2НДФЛ должен выдать конкурсный управляющий. Но может и не выдать, и в этом случае – письмо.

- Юридическое лицо существует только по документам, без реальной хозяйственной деятельности. Также пишем запрос по юридическому адресу, который найдется в ЕГРЮЛ.

В целом, если Вы получали белую заработную плату – это будет видно не только по 2-НДФЛ, а еще из одной справки, которую Вы также будете обязаны предоставить, о ней мы поговорим ниже.

Выписки по лицевым счетам 

  • По вкладам, депозитам, справки об остатках за трехлетний период.

При большом количестве денежных обязательств перед банками исполнение этого требования прибавит веса к делу на лишние пару тройку килограммов. К каждому кредиту открывается счет, по каждому есть операции, за три года их может быть сотня-другая, и занимать такой документ будет десятки листов.

Первое время мы собирали сведения обо всех операциях по счетам, но потом стали руководствоваться, в отличие от законодателя, здравым смыслом. Без выписок дела возбуждают, во всяком случае в Санкт-Петербурге. Но повторюсь еще раз – они могут быть нужны финансовому управляющему для финансового анализа должника, поэтому собрать их надо.

Как собирать выписки для банкротства физических лиц

Если разбираться в этой ситуации дотошно, как мы всегда это делаем в компании Твое право финансы, то нужно понимать, что у всех банков разные системы учета и системы кредитования и списания денег. Поговорим о самых распространенных.

Альфа.

У них выписки для оперативного доступа хранятся только за три месяца. Остальные в архиве. Так что за один день справиться не получится. На каждый месяц выдается отдельная, что плодит очень много ненужной макулатуры. Здесь с вас могут попросить денег за архивную справку, что конечно, незаконно. Но спорить сложно.

ВТБ24.

Обычно к кредиту выпускают карту. С карты происходят списания денег в погашение кредита. Дают выписку по карте. Это конечно не то что нужно, но в арбитражном суде таких тонкостей не знают.

Русский стандарт.

Как ни странно, проблем в смысле справок они не создают. Единственное, что нужно сделать – проследить за сроком.

Сбербанк.

Если коротко – идите в отделение, где получали карту. Вот так работаем самый крупный сетевой банк в России.

  • Копии ИНН, СНИЛС, копия ВСЕХ страниц паспорта.

Здесь, я полагаю, комментарии не нужны.

  • СЗИ-6.

Этот документ отражает состояние лицевого счета застрахованного. В общем там будут видны все отчисления работодателя. Необходимо получать в любом отделении ПФР, при себе надо иметь СНИЛС и паспорт. Делается в день посещения (в Петербурге). Без этой справки дело не возбудят.

  • Решение о признании безработным, если Вы стоите на учете на бирже труда.

Если нет, то не нужно специально идти на биржу ради этого решения.

  • Заключение брака/расторжение брака/решение о разделе имущества/брачный договор.

В обычном браке действует режим общего имущества. То есть на половину совместно нажитого имущества должника могут претендовать кредиторы.

Заключение брака нужно, если брак на момент подачи заявления не расторгнут.

Расторжение брака, если брак расторгнут не позднее чем за 3 года до подачи заявления о банкротстве физического лица, решение о разделе имущества – то же самое.

Если имеется брачный договор – нужен и он.

Все перечисленное в копиях, разумеется.

  • Свидетельство о рождении ребенка, если ребенку на момент подачи заявления не исполнилось 18 лет.
  • Иные документы.

Здесь варианты могут быть весьма разные и экзотичные, не будем ломать голову, всех нюансов учесть не получится.

Приходите на душевную беседу с управляющим

Я приду