Как объявить себя банкротом без юриста
Следуя дальнейшим, весьма коротким рекомендациям Вы сможете сами себе, без помощи юристов и адвокатов оказать сложную, дорогостоящую юридическую услугу, а если Вам понравится – кому-нибудь еще. Свои вопросы и пожелания к содержанию материалов можете оставить здесь.
Для начала самостоятельного банкротства нам неплохо определить минимум знаний, необходимый для начала мероприятия. Вся информация есть в открытом доступе. На статьи в интернете обращайте внимания меньше, на законы и разъяснения судов больше. Большинство статей бесполезны и дублируют друг друга.
Законы
- Гражданский кодекс. Тут нужно знать самое основное – обязательства, заем и кредит. Конечно лучше это еще понимать. Не расстраивайтесь. Понимание придет со временем.
- ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Этот закон целиком читать не нужно, достаточно ознакомиться с общими положениями и главой, посвященной банкротству физических лиц.
- Арбитражный процессуальный кодекс. На основании этого кодекса ведется производство в Арбитражных судах. Очень важный момент для нас – подсудность, подача заявления.
- Постановление Пленума Верховного суда от 13.10.2015 года № 45 О банкротстве граждан.
Это самый минимум.
Далее работу надо разделить на этапы, в этой статье мы поговорим о первой части работы, которая занимает довольно много времени.
Для начала проанализируем структуру долгов.
Следует разделить имеющиеся долги на:
- Ипотеку
- Автокредиты
- Кредиты наличными
- Карточные долги
- Микрозаймы
- Задолженность перед физическими лицами
- Налоги, ЖКХ
- Другие предъявленные денежные требования.
По каждому долгу обязательно иметь соответствующие документы – подтверждающие основания требования и сумму. Как правило, большинство неисполненных обязательств перед банками. С них и начнем.
Нам понадобятся кредитные договоры, графики платежей, выписки из лицевых счетов, справки о размере задолженности. Эти документы можно получить в банке, где-то бесплатно, в некоторых за деньги, в третьих долго. Есть риск необходимости неоднократного посещения банка, поэтому неплохо понимать элементарные принципы работы кредитной организации и основы их бухгалтерского учета. На этом этапе целесообразной может оказаться консультация юриста в банковской сфере.
С микрозаймами сложнее. Многие из них зарегистрированы в Москве, а в офисах продаж работают люди далекие от правил цивилизованного документооборота. Поэтому, если утеряны договоры займов – работать придется с запросами. Нужны договоры займа, справки о задолженности и ее расчет.
С обязательствами перед физическими лицами еще сложнее. Если у Вас на руках есть договор займа или копия расписки – очень хорошо, если нет, то рассчитывать, что она будет не приходится. Вряд ли Ваш кредитор придет в восторг от идеи Вашего персонального банкротства.
Налоги и ЖКХ – все просто. Нужно в соответствующих органах взять справки, там с этим проблем быть не должно.
Случается, что добыть некоторые документы в силу разных причин не представляется возможным. В этом случае надо направить письма с уведомлением о вручении и описью вложения, которые потом предъявить в суд.
Немного о том, как работать с банками
Все письменные обращения готовьте в двух экземплярах, на втором, который Вы оставите себе необходимо поставить отметку о получении. Так получится не во всех кредитных организациях. У многих все обращения пишутся на фирменных бланках (Ренессанс, Русский стандарт). В этом случае просите операциониста снять Вам копию обращения с отметкой о регистрации.
В обращении следует запрашивать только копии кредитных договоров, потому что выписки из должны изготовить при Вас, как и справки о задолженности. Обращайте внимание на то, чтобы все документы были заверены печатью банка.
В перечне необходимых документов есть данные о наличии счетов. Взять ее нужно в налоговой. Уверен, что 90 % людей не знают точное количество открытых на них счетов. В справке будет указано в каких кредитных организациях есть счета. Эти организации также необходимо обойти и собрать сведения о состоянии счетов и выписки по ним.
Не зря я оговорился об ипотеке и автокредитах. В обоих случаях как правило предусмотрен залог недвижимости или автомобиля. Это нам пригодится позже, когда будем рассматривать особенности банкротства с имеющимися залогами и решать, кто реализует имущество граждан.