Как вернуть незаконно списанные средства

14.08.2015

В связи с принятием ФЗ 161 О национальной платежной системе многие держатели банковских карт, а также банки вздохнули с облегчением. Ведь при участившихся случаях мошенничества с банковскими картами, появились нормы, регулирующие эти отношения, в частности споры связанные с операциями совершенными без согласия клиента. Но с появлением и применением данных положений появились и коллизии, позволяющие трактовать их по разному.

Итак, остановимся на статье 9, призванной регулировать порядок использования электронных средств платежей и налагающая на банк обязанность по информированию и уведомлению клиента о всех совершенных операциях.

Порядок уведомления и способ устанавливается договором с банком. При этом данная услуга со стороны банка может быть платной. Отказавшись от услуги информирования, клиент нарушает положение ч.13 ст.5, тем самым уменьшает свои шансы до минимума при спорных ситуаций с банком. Использование данной услуги, наоборот повышает шансы клиента на возврат средств, списанных незаконным путем. Наиболее распространенным способом уведомления на сегодняшний день является SMS информирование.

В соответствии с частью 11 статьи 9, на клиента возложена обязанность уведомлению банка, о несогласии с проведенной транзакцией, не позднее дня, следующего за днем полученного от банка уведомления о совершенной операции.

За банком закреплен способ уведомления зачастую клиенту надо лично надо обратиться в офис, с заявлением о несогласии с проведенными транзакциями. Данный способ с учетом специфики расследования данных дел и работы банковских сотрудников, для клиента остается самым действенным, но в то же время не самым удобным. Например, если клиент узнал о незаконной операции и находится за границей. Заявление предоставленное в банк клиентом, должно быть заверено надлежащим способом, это может быть печать и подпись сотрудника.

Пункт 8 ст.9 налагает на банк обязанность рассмотреть заявление о несогласии и дать ответ о результатах в срок 30-60 дней.

Пункт 15 статьи 9 обязывает банк возмещать сумму операции, совершенную без согласия клиента, если в свою очередь банк не докажет, факт нарушения клиентом порядка пользования платежной картой. Порядок использования определяется самим банком, и на деле является спасительным кругом. Так в процессе доказывания банк оперирует тем, что клиент не обеспечивал безопасность и сохранность информации. В основе многих решений судов в пользу банков лежат такие формулировки "клиент не обеспечил сохранность PIN-кода, тем самым нарушил условия договора".

В судебной практике также нет единого мнения, встречаются решения судов противоречащие друг другу. Так, в идентичных спорных ситуациях и при применении одинаковых норм права, суд г.Москвы выносит решение в пользу банка, суд г.Санкт-Петербурга в пользу клиента. В заключении можно отметить, что процесс доказывания по спорным операциям в суде, является сложным, это лишь частица, которая предоставляет инструменты и возможности как банкам, так и их клиентам.

Не лишним будет рахзобраться в элементах банковской карты.

Еще материалы по теме:

Мошенничество с сим картами и телефонное мошенничество

Как избежат мошенничества

Что делать если украли деньги с карты

Из чего состоит банковская карта

Защита и уязвимости банковских карт

Кража денег с карт с использованием SMS

Запишитесь на бесплатную консультацию

Получить юридическую помощь