Что делать если украли деньги с карты
Кража денег с банковской карты факт весьма неприятный, который в перспективе доставит множество хлопот. В этом материале мы разберем подробно все шаги, которые необходимо предпринять клиенту кредитной организации в случае совершения в отношении него мошеннических действий.
Как только Вы поняли, что произошло несанкционированное списание денег – надо сразу же обратиться в банк
Способов обращения в кредитную организацию существует два.
Использовать лучше оба способа, если оперативно лично обратиться нет возможности.
- По телефону.
Телефон горячей линии есть на банковской карте, можно его узнать и в интернете, сегодня это вообще не проблема. Перед звонком надо позаботиться о записи телефонного разговора на диктофон, потому что в последствии юристы могут отрицать сам факт звонка.
В ходе телефонного разговора необходимо дать сотруднику общую информацию:
- Украли деньги с карты
- Последнюю нужно заблокировать.
Подробности на данном этапе обсуждать не стоит, потому что неверно поданная информация также впоследствии может быть использована против клиента.
- Лично с регистрацией обращения в письменном виде.
Как можно быстрее надо доехать до ближайшего офиса банка, где целесообразно написать несколько заявлений:
- На возврат средств в рамках ФЗ «О национальной платежной системе».
- На запрет списания денежных средств со счета (часто при посещении банка деньги еще не списаны со счета в силу особенностей некоторых операций).
- На блокировку карты.
Все пожелания можно разместить и в одном заявлении. Главное вот что:
Попросите сотрудника сделать Вам копию обращения с отметкой о дате и времени его принятия.
Но на этом Ваши дела в банке не закончатся. Попросите операциониста выдать Вам выписку по счету за последний год. Ее должны сделать сразу же и заверить печатью кредитной организации. Это еще не все.
Следует сразу написать заявление на выдачу копий:
- Всех документов, когда-либо подписанных Вами.
- Договора банковского счета.
- Тарифного плана.
- Анкеты.
- Общих условий обслуживания.
- Всех приложений к договору.
Эти документы понадобятся на более поздних этапах.
Обратитесь в полицию
Лишний раз конечно туда ходить не хочется, заявления о преступлении там принимать не любят и возможно не захотят. Отговорок масса – не наш отдел, приходите с ответом банка, все равно никого не найдем… Однако помните, что в любом отделении полиции заявление у Вас обязаны принять. Надо на этом настаивать. Если что угрожайте дежурному прокуратурой. За отказ регистрации сообщения о преступлении можно и работу потерять. Обычно это работает.
Прием заявления не означает, что уголовное дело будет возбуждено, а нам нужно именно это. Поэтому готовьтесь обжаловать неизбежные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Об этом подробнее позже.
На данном этапе надо дать объяснения сотруднику полиции о том, что у Вас украли деньги с карты сбербанка. Что делать дальше будет видно из почтовой корреспонденции.
Напишите претензию в банк
На этом этапе уже стоит серьезно задуматься о юридическом обеспечении Вашего предприятия по возврату средств. Два варианта представляются мне наиболее привлекательными:
- Обратиться к юристам в банковской сфере.
- Изучить юридическую сторону вопроса самостоятельно.
Идти к юристам, которые оказывают «все виды юридических услуг» не советую, потому как пять лет практикуя только в банковской сфере я каждый день узнаю что-то новое. А с нуля поднять такую сложную работу, которая предстоит практически нереально.
Из юристов в банковской сфере могу порекомендовать только компанию Твое право Финансы, как единственную в России, которая профессионально и успешно занимается решением подобных проблем. Безусловно, есть частные лица, отлично знающие специфику вопроса (об этом свидетельствуют сообщения на многих форумах в рунете), однако кто они и можно ли им доверять судить не берусь.
Самостоятельно вникнуть в решение вопроса? Почему невозможно? Еще как возможно.
Мы же разобрались, вы тоже сможете. Нам потребовалось пару лет и десятки ошибок на практике. И да, высшее юридическое образование было в начале пути. Сколько нужно Вам – зависит от Вас. Срок исковой давности три года, время есть. Могу привести список литературы:
- Гражданский кодекс.
- ФЗ О национальной платежной системе.
- Закон РФ О защите прав потребителей.
- Гражданский процессуальный кодекс.
- ФЗ О банках и банковской деятельности.
Это для начала. Остальное найдете сами, когда поймете, что к чему. Там будет десяток инструкций ЦБ, ряд постановлений высших судов, правила платежных систем.
Но вернемся к претензии. На данном этапе нам уже надо понимать основание будущего иска. (Давайте будем реалистами и исходить из того, что деньги банк не вернет). Соответственно основание иска надо закладывать в основу претензии, в противном случае в ней нет смысла.
Вы можете спросить, а зачем вообще нужна претензия? Причин две.
-
Процессуальная. Практически в каждом договоре счета указано на необходимость попытки досудебного урегулирования спора. Если этой попытки сделано не будет – суд оставит исковое заявление без движения.
-
Материальная. Если правильно заявить претензию и исковые требования – в случае удовлетворения иска с суд взыщет гораздо больше, чем списано со счета. В три раза больше, если быть точным.
Обращение в суд.
Поговорим сначала об общих особенностях предъявления иска к кредитной организации.
Законодательство предусматривает несколько вариантов территориальной подсудности в нашем кейсе.
- По месту жительства истца, если иск о защите прав потребителей.
- По месту нахождения ответчика.
- По месту нахождения филиала кредитной организации.
- Договорная подсудность.
Первый вариант наиболее правильный, так мы сможем исключить ангажированность суда и кредитной организации.
Госпошлина – по искам о защите прав потребителей не оплачивается, если требование до 1 млн. рублей.
К заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие обстоятельства, на которые мы ссылаемся. Все в двух экземплярах – один суду, другой банку. Все в копиях, оригиналы приносим на заседания.
Стоит ли говорить о том, что качественное составление этого документа – пол дела. Именно в нем закладывается база, которая позволит нам вернуть списанные деньги и определить предмет доказывания.
Скажу сразу, что образец искового заявления о возврате украденных денег Вам не поможет, если конечно ситуация один в один не совпадает. Что бывает в практике крайне редко. Тому есть несколько причин.
- У каждой организации свои правила банковского обслуживания, условия договора, дневные лимиты на списания, система контроля, платежные системы, системы ДБО, АБС. Все эти документы надо изучить и в процессе уметь ими оперировать.
- Способы хищения денег с банковских карт принципиально отличаются. Соответственно принципиально отличаются действия, которые банк был обязан предпринять с учетом предыдущего пункта.
- Нужно учитывать региональную и местную судебную практику.
Составление искового задача сложная, но в сравнении с судебным процессом ничто. Судебный процесс в целом, процесс доказывания в частности заслуживает работы над отдельным материалом, который со временем на моем сайте появится, а пока позаботимся о нашем заявлении в полицию. А что с ним?
Заявление в полицию
Я знаю, что с ним. С ним отказ в возбуждении уголовного дела. А работу в суде нам облегчит постановление следователя о признании потерпевшим. Почему?
Будет очевидно, что операции проводились мошенниками. Доказывать это будет уже не нужно.
И с этим фактом позиция оппонентов, строящаяся на том, что клиент сам совершил операции станет неуместной.
Как добиться возбуждения уголовного дела?
Для этого давайте разберемся, почему же его не возбуждают. Тут открываются двери в мир Франца Кафки со всей пугающей реальностью абсурда.
- Расследование таких дел чаще всего бесперспективно и портит статистику. К сожалению статистика - самая важная часть работы полиции, поэтому всеми способами в возбуждении уголовных дел отказывают, чтобы ее, родную, не портить.
- Уголовное дело возбуждают по месту окончания преступления. Место окончания преступления вопрос дискуссионный. Одни считают, что это место получения денег, другие, что место проведения транзакции. Теоретически это место может быть в другом регионе или даже в другой стране. Материал передается в другой регион, из другого в первый и так до бесконечности.
- Оперативник делает запрос в банк, а последний на запросы не отвечает, или отвечает «дадим информацию только в рамках возбужденного уголовного дела». И получается, что без информации из банка дело возбудить нельзя, а без возбужденного дела нельзя получить нужную для возбуждения дела информацию.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
На этот счет есть средства защиты, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Постановления можно и нужно обжаловать прокурору и в суд. Такая работа далека от гражданского права, поэтому если Вы выбрали второй вариант юридического обеспечения – Вам надо вникнуть в ряд Приказов МВД, Генерального прокурора и конечно УПК РФ. Это будет новый увлекательный мир уголовного права и процесса, который также заслуживает отдельного материала.
В общем все. Это основные пять шагов, которые необходимо предпринять, если у Вас украли деньги с карты сбербанка. Нюансы обсуждать здесь не вижу смысла, все есть в наших обзорах судебной практики и других статьях в блоге.
Еще материалы по теме:
Мошенничество с сим картами и телефонное мошенничество
Из чего состоит банковская карта
Защита и уязвимости банковских карт
Кража денег с карт с использованием SMS
Президент у нас может все, но вникать в историю с банковским счетом не будет.
В Стандарте надо запросить подробную выписку по счету. В зависимости от типа счета в банке русский стандарт есть отличные друг от друга выписки.
Система учета в БРС не самая простая в нашей банковской системе, мы не сразу в ней разобрались, поэтому в вашем случае рекомендую обратиться к специалистам.
Да, и напишите претензию.
И в полицию тоже обратитесь.
Добавить конкретики конечно можно.
В претензии. Здесь все зависит от конкретного способа мошенничества с вашей картой. Из анализа ситуации мы получим план действий, но в любом случае в претензии с банк надо ссылаться на ФЗ О национальной платежной системе, согласно которому банк обязан вернуть Вам деньги за операцию которую Вы оспариваете, а потом уже проводить расследование и решать вопрос с тем что делать дальше.
Из документов, которые при оформлении карты необходимо подписать - это договор счета, договор о выпуске и обслуживании карты, различные заявления, в том числе и на подключение услуги "мобильный банк". В зависимости от банка это может быть несколько документов, или всего один
Основания для возврата денег банком всегда одни при любых практически обстоятельствах - нарушение кредитной организацией правил безопасности, правил и стандартов международных платежных систем, нарушение условий договора.
Чтобы эти обстоятельства установить нужно внимательно анализировать всю имеющуюся информацию.
Почему такая ситуация может случиться с каждым держателем банковской карты или просто с клиентом банка у которого открыт счет в банка? Изначально сами по себе данные банковские продукты не имеют надежной защиты в техническом плане. Да, есть ПИН-код, есть кодовое слово и другие различные способы, защиты вашей карты от мошеннических действий. Но в современном мире технологий злоумышленники не сидят на месте и двигаются в ногу с прогрессом. Несколько лет назад, были частые случаи кражи денег с карты различными способами, например такими как: мошенники устанавливали банкоматы, хоть и внешне похожие на банкоматы, которые обычно стоят в отделении банка, но они не подконтрольны данной кредитной организации, и соответственно, когда вы проводите любую операцию с вашей картой, злоумышленники получают всю необходимую информацию для осуществления своих противоправных действий. Второй же вариант, это, когда используются накладные устройства на клавиатуру для ввода ПИН-кода или на устройство для приема карт в банкомат. Это все касается банковских карт. Что же насчет простого вклада, который клиент банка использует для хранения денежных средств? Здесь ситуация немного иная, да и случаев, когда деньги были украдены с банковского вклада намного меньше. При заключении договора банковского вклада, сотрудником банка может быть предложено подключить услугу мобильный банк, для удобного контроля за денежными средствами и другими полезными и удобными функциями. В данном случае для мошенников достаточно знать ваш мобильный телефон, к которому привязан ваш вклад. Далее путем несложных действий они производят регистрацию в личном кабинете банка, и получают доступ ко всем вашим счетам.
Из этого можно сделать вывод, что на данный момент данные банковские "продукты" полностью не защищены с технической стороны. Поэтому чтобы максимально обезопасить себя при использовании банковских карт, стоит пользоваться, только проверенными и официальными интернет ресурсами, отделениями вашего банка, и совершать покупки с помощью карты, в сетевых магазинах.
Также хочу обратить внимание, что бывают случаи, когда клиент банка пользуется своей картой за границей на отдыхе. После чего также происходят мошеннические действия по списанию денежных средств с карты.
Быть надо так.
Сходите в банк поговорите с операционистом. Возможно это какие-либо банковские комиссии. Почти везде есть комиссия за годовое обслуживание карты (может быть от 1000 до 3000 рублей), комиссии за смс информирование и т.д.
Если с карты списываются все поступления - возможно у Вас есть долг по кредиту или иному банковскому продукты в этом банке. Еще как вариант у Вас может стоить какое-нибудь постоянное платежное поручение к счету и банк списывает деньги на основании полученного от Вас платежного поручения.
Вы можете узнать в банке куда списываются деньги - на счета физлиц, организаций и за какие услуги, да и на каком основании тоже.
Если визитом в банк Вы установите, что деньги списывает банк без Вашего распоряжения и законных оснований - заблокируйте карту, возьмите выписку по счету и посчитайте сколько денег украли с карты мошенники. Потом напишите обоснованную претензию в банк с точными цифрами. В зависимости от того, какая сумма была списана (имеется в виду ее значительность для Вас) определяйтесь с дальнейшими действиями.
В самом начале важно понимать, какую информацию Вы дали в банк как в устной, так и в письменной форме. В устой Вы могли сообщить что-то по телефону, в письменной только в претензии. Принципиальный момент - известно ли банку о том, что телефон был потерян.
Банк об этом может узнать от Вас или от полиции в ряде случаев (например, если Вы туда заявили, они возбудили дело и направили копию постановления в банк).
Второй момент, который надо уяснить для себя в первую очередь. Деньги на счете были не маленькие. Лежали на текущем счете. Возможно для Вас это нормально - 2,5 млн. на расходы. Если нет, то подумайте о том кто об этом знал или мог знать. Сопоставьте это с утерей (или хищением) телефона. Такие вещи просто так не происходят.
Важный момент - это документы. Их надо запросить, об этом я писал. Нужны общие условия обслуживания, тарифы, доп соглашения, индивидуальные условия. Надо выяснить размер суточного лимита. Обычно эта сумма не превышает 100 000 рублей. Возможно у Вас были другие дневные расходы, и операции на 3 млн. в день дело обычное.
Делать что?
Да тут только в суд обращаться. Банк Вам деньги не вернет. Подбирайте специалиста.