Как заиграли в Трасте по нотам.

02.03.2016

Из истории.

Подробно история с кредитными нотами на этом ресурсе не описывалась. История эта довольно сложная и запутанная как с юридической, так и с финансовой точки зрения. Однако, мы попробуем разобраться в том, каким образом кредитная организация оставила своих ВИПов без 20 млрд. рублей.

Каждый банк имеет своих ВИП клиентов в некотором смысле во всех смыслах. Не исключение и НБ Траст. Банк наш свои корни имеет в финансовых структурах Михаила Ходорковского. В период банкротства ЮКОСА и до него участвовал в нескольких конфликтах, связанных с векселями и другими правами ЮКОСА, но об этом надо писать много и отдельно.

В 2004 году банк выкуплен менеджментом, приобретено инвестиционное подразделение (Инвестбанк Траст (Доверительный инвестбанк)), тоже имеющее свои корни в Ходорковских девяностых. С того времени структура собственности практически не менялась.

Длинная и весьма положительная для вкладчиков история (Менатеп расплатился со всеми вкладчиками в 1998, в том числе и валютными по текущему курсу, чего не скажешь, например, о Сбере) позволила накопить немалое количество клиентов с достойными капиталами. По некоторым оценкам пострадавших ВИП вкладчиков было около 2000 человек.

Рейтинговые агентства в 2014 году в целом поддерживали оценки кредитоспособности и управления риска на приемлемых для бизнеса уровнях. Однако ситуация изменилась 22 декабря 2014 года, когда было объявлено о санации банка. Рейтинги поначалу были снижены, а позднее и вовсе отозваны.

Не ожидал никто.

Так всегда и бывает с крупными финансовыми институтами – рейтинги хорошие, инвесторы доверяют, бизнес идет, банк фальсифицирует отчетность, аудиторы проблем не видят. А проблемы были уже в 2013 году, что явилось проблемой в 2014:

  • Кредитная организация рефинансировала просроченные кредиты физлицам таким образом, что они в отчетности стали не просроченными. Нормы резервирования по не просроченным кредитом значительно меньше.
  • Значительная часть корпоративных активов (кредиты, ценные бумаги, прочие обязательства) имеет в качестве контрагентов предприятия, прямо или косвенно связанные с кредитной организацией.
  • Чистая ссудная задолженность на бумаге увеличена на 76,6 млрд., вложения в ценные бумаги на 17,6.
  • В отчетности не отражена операция по передаче Еврооблигаций РФ в займ на сумму 1,7 млрд.
  • Просрочка по корпоративным кредитам за 2014 год выросла с 60 млн. до 875 млн. только по Москве.
  • Убытки за 2014 год составили 18,8 млрд. рублей.
  • Нарушены все обязательные нормативы в 2014 году.

Решение о санации стоило 127млрд. рублей и было опубликовано 22 декабря, санатором стала финансовая корпорация Открытие. Позднее санатор заявил, что дыра в балансе значительно больше и потребуется дополнительно 20 млрд. рублей (примерно такую же сумму задолжали ВИПам, но об этом дальше).

Вкладчики расслабились, но…

Обычным вкладчикам такая ситуация серьезных рисков потери накоплений не создавала. Вклады застрахованы до 1,4 млн. во-первых, а во-вторых, наш герой оказался «TO BIG TO FAIL» и ему упасть не дали. Но это вкладчики – физические лица, которые заключили стандартные договоры банковского вклада, внесли деньги в кассу и сидят застрахованные ждут проценты. Иная ситуация развернулась вокруг ВИП вкладчиков и их вложений.

Привилегированным клиентам предложили другую схему размещения свободных средств, с большей доходностью. ВИПы приобретали так называемые кредитные ноты – CLN (Credit Line Notes). И этих CLN было приобретено физическими лицами примерно на 20 млрд. рублей. К моменту принятия решения о санации вступили в силу изменения в законодательстве о банкротстве, позволяющие попросту кинуть всех инвесторов, списав CLN. Как это возможно? Чтобы ответить на этот вопрос надо понять, что же такое эти CLN.

Что такое кредитные ноты?

CLN – если упрощенно облигация. А точнее доля участия в долге, чем-то напоминающее синдицированный кредит. Организовано все следующим образом.

  • Траст создает компанию CRRBV, зарегистрированную в Голландии.
  • CRRBV организует выпуск CLN, которые продает инвесторам (нашим ВИП вкладчикам).
  • Деньги, полученные от продажи этих инструментов CRRBV направляет в НБ Траст в виде субординированного кредита на длинный срок.
  • Проценты по кредиту, которые платит кредитная организация компании CRRBV и есть прибыль инвесторов.
  • Траст имеет обязательства обратного выкупа CLN. То есть, когда инвестору надоело держать деньги в этом инструменте – он может потребовать погашения CLN непосредственно от банка.

По сути эта схема похожа на банковский вклад, но очень удобный кредитной организации в целях учета. Деньги, полученные от CRRBV можно учесть как субординированный кредит в капитале второго уровня, что позволяет увеличить норматив Н1. Но и риски участия в субординированном кредите лежат на инвесторах, что и реализовалось в результате санации.

Платить нельзя списать.

А риски субординированных кредиторов такие. Если в отношении банка введена процедура предупреждения банкротства последний может списать субординированный кредит. То есть попросту его не платить. В случае, когда должник (Траст) не платит кредитору (CRRBV) держатели CLN ничего не получают. Взыскать деньги с эмитента (CRRBV) инвесторы не могут – CRRBV – оператор по перечислению денег, с Траста также не могут, так как долг списан.

Таким образом, списав долг санатор избавился от субординированного обязательства на 20 млрд., а вмести с ним и от обязательства по погашению кредитных нот перед инвесторами. В итоге ВИП вкладчики банка остались с финансовыми инструментами, которые теперь ничего не стоят.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Получить юридическую помощь